yannis: (Default)
[personal profile] yannis
Вот я сижу в Стокгольме на платформе электрички, в семь утра.

У меня в руках - помещающееся в карман устройство весом сто грамм, на которое я могу заработать за один день, оно совмещает в себе функции диктофона, плеера, печатной машинки, телефона, фотоаппарата, кинокамеры, библиотеки и кинотеатра. Ну и ещё опционально кошелька и месячного проездного, хотя я этими функциями не пользуюсь.

Всё это бесплатно, потому что бесплатный вайфай.

Я могу учить шведский язык, могу в режиме реального времени следить за биржевыми сводками, могу слушать одну из тысячи лежащих в устройстве песен, могу смотреть юмористические передачи, могу знакомиться с абсолютно неслыханными свободолюбивыми идеями, могу связаться с абсолютно любой точкой мира в режиме видеосвязи.

И я читаю о том, как, видите ли, плохо и несвободно мы живём!

Свободы, видите ли, мало!

Раньше, пишут, свободнее было! Не то что сейчас! Да!

Свобода слова у них была: смотреть вещающие по повестке говорящие головы в ящике весом двадцать кило, аж целых три канала, ну с восьми утра и до полуночи где-то, если, конечно, дома находишься и накопил деньжонок на это чудо техники.

Или покупать в киоске "продукты печатного слова" - та же выверенная повестка, но зато для "умных", опять же, если успеешь с утра в тот киоск завалиться, отстояв очередь.

Зато - свобода!

Золотое время, моя мать была беременна мной и у неё выпали все зубы, потому что жрать было нечего, а таких мудрёных слов как "кальций" она не знала.

Зато - свобода!

Отец хотел бы выучить английский язык, но доступ у него был только к словарю, он понимал что слова произносятся не так как пишутся, но послушать английскую речь ему было негде. И вообще на телевизор копить надо было, чтоб жить как люди. Впрочем, ему ещё повезло: он перебрался из Кутаиси аж в Ленинград, и видел настоящий трамвай, чем далеко не каждый похвастать мог.

Дяде, впрочем, повезло больше: в 80-х он служил аж в Польше, и воспоминаний у него от того времени осталось на всю жизнь. Что можно каким-то другим способом путешествовать за границу - звучало для людей его уровня полным безумием. Какой-то легендарный сын партийного бонзы посетил Париж, и рассказывал что вместо "такси" там пишут "тахи". Тупые французы!

Такой вот уровень людей был, зато - свобода!

Но нет, серьезно.

Вот Швеция - свободнейшая страна.

До 50-х годов гражданин Швеции был обязан состоять в местной церкви. Вариантов - не было. Будь прихожанином, плати церковный налог.

Но - смертную казнь к тому времени уже несколько десятилетий как отменили, да и гомосексуализм в 1946 декриминализовали.

То есть да, свобода.

Или вот вспоминаю я не такое уж и далёкое время, середину нулевых.

Год ну скажем 2005-ый.

Как бы я в те времена, к примеру, шведский язык учил бы?

Ни Википедии, ни ютуба, ни онлайн страниц даже традиционных сми - вообще ничего!

Что можно было делать? Идти в библиотеку за "грамматикой", там же брать редкие книжки? А как узнать как звучит шведская речь? Пластинки?

Это мы берем Питер, там есть "библиотека Маяковского", там вроде что-то есть, ну и курсы, возможно.

Всё!

А если ты в провинции живёшь, то что вообще?

Хаха.

Я не держал в руках ни одной "грамматики", сразу читал материалы на шведской Википедии, сразу смотрел видео-уроки от носителей (Peter SFI, stor tack) и юмористические блоги (ijustwanttobecool), заодно мне в рекомендации сыпались праваки, скептики и т.д..

А что бы было в 2005 году?

Ничего! Записывайся в библиотеку и на курсы!

Свобода, хаха!

Ну ладно, вот пишут "нас обязывают подписывать согласие".

Люди вообще не понимают о чём речь!

В 70-х годах, при прививке от оспы, какое согласие?

Кололи как собак! Какой отказ?!

Это "согласие" - результат деятельности антиваксов, как ни странно:

Примерно на рубеже тысячелетий людей стали вообще информировать о возможных побочках. До этого было просто: иди и колись, как собака. Какие побочки? Какое "согласие"? Какая "добровольная" вакцинация? От оспы?

Идиоты.

Это, вообще-то, результат деятельности американских антиваксов - что вас уведомлять стали и согласие спрашивать.

Хотя бы даже и формально.

Ну или вот, полный стадион хомяков, и все скандируют "fuck Joe Biden", и это всё идёт в прямой эфир.

Джо Байден - это президент США, если кто не знает.

Как бы было в 70-е?

Ну, во-первых, допустить что кто-нибудь тогда бы в таких выражениях высказывался бы в адрес действующего президента - само по себе безумие. Не говоря про целый стадион.

Но, допустим.

Что бы было? Прямой эфир вырубается "в связи с техническими неполадками", в прессе - молчок, в дальнейшем об этом ходят слухи, которые официальные лица называют не иначе как "городскими легендами", "теориями заговора" и просто "бредом".

Не было этого! Не бы-ло! И быть не могло!

Прямой эфир - можно отрубить и сейчас. Вот только каждый хомяк вооружен смартфоном и интернетом.

И никакого смысла поэтому вырубать прямой эфир и нет, даже при наличии возможности - завтра это всё равно будет на ютубе со ста ракурсов.

Смысл?

Так что, не знаю.

Были ли мои родители, не знавшие что такое "кальций" и мечтавшие о цветном тв свободнее меня?

Мог ли мой служивший в Польше дядя предполагать, что его племянник будет менять страны проживания как перчатки и объездит всю Европу до того как ему стукнет соракет?

Свободнее ли жили те, кого без всяких вопросов кололи какими угодно вакцинами, хоть от оспы, хоть от ещё чего?

Ответы, мне кажется, очевидны.

Говорить "а вот раньше свободы было больше" - какая-то шиза и безумие.

Ни с какой точки зрения и ни в какой области свободы раньше не было больше.

Date: 2021-12-19 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] strannik1.livejournal.com
"Всё это бесплатно, потому что бесплатный вайфай."

Не бесплатно. А потому что это устройство — шпион.

Date: 2021-12-19 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
Было бы за чем шпионить.

Жил бы я году в 1970 — шпионить бы было просто не зачем.

Ну разве что сколько кило брюквы сожрал.

(no subject)

From: [identity profile] strannik1.livejournal.com - Date: 2021-12-19 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-19 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] palagia-da.livejournal.com - Date: 2021-12-19 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-19 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] palagia-da.livejournal.com - Date: 2021-12-19 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-19 12:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-12-19 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-12-19 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] palagia-da.livejournal.com
Ты просто идиот.

Date: 2021-12-19 12:38 pm (UTC)

Date: 2021-12-19 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ewpati.livejournal.com
Даже со своим гаджетом ты еще более не свободен, поскольку, попав в условия, где твой приборчик работать не будет, ты теряешь всю ту прелесть "свободы", которую обрел на ж/д платформе, точнее, её озарение. И раньше свободы не было. Кто тебе сказал, что она была, особенно в СССР? Вырежи ему язык. В России свобода была в 90-е, когда каждый мог выбирать, если были мозги. Сегодня даже с мозгами далеко не каждый сможет что-то сделать вообще. Это я про Россиюшку. Про гомосеков и свободу мы тоже слышали, но причем тут гомосятина и свобода вообще? Не сажают за то, что мужик мужика в жопу трахает и сам же у него отсасывает? Это показатель свободы? Нет, это обычная распущенность и не надо это путать со свободой. Свобода выбора сексуального партнера не есть свобода. Свобода — это когда у тебя есть свобода выбора и свобода передвижения туда, куда тебе надо и тогда, когда тебе надо. Но об этом забудь. Да, прогресс, это, конечно, прелестно. Еще каких-то 25 лет назад мы и представить себе не могли, куда скакнет техника, когда скупали партиями на ВДНХ старье из Европы и Азии, уже тогда поражаясь техническому прогрессу, поскольку память об СССР была еще так свежа.
Так что забудь про свободу со своим приборчиком в кармане. Живешь в Швеции? Ну и живи себе, да радуйся, что живешь там, а не где-нибудь под Владимиром.
Edited Date: 2021-12-19 12:25 pm (UTC)

Date: 2021-12-19 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] forestwarriormr.livejournal.com
А в чем принципиальное различие жизни в Швеции и под Владимиром? Это только для людей, не бывавших ни там, ни там, разница есть. Не надо только "мидицина/абразавание" - все хуйня, не нужны они - навязанные "услуги" это все.
Edited Date: 2021-12-19 01:53 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] ewpati.livejournal.com - Date: 2021-12-19 02:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] forestwarriormr.livejournal.com - Date: 2021-12-19 02:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ewpati.livejournal.com - Date: 2021-12-19 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-19 07:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-12-19 12:37 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Раньше шведы любили выпить. Это была проблема. Потом людям, желающим выпить, создали многочисленные препятствия. Настроили общественное мнение. Ограничили свободу.
Сейчас шведы полюбили наркотики. К примеру, Узнали код в подъезде. Расположились. Говорю им:"Пошли вон отсюда!" Они-"Это свободная страна. Ты иностранец, ты не в курсе." Прежде, вероятно, но точно не уверен, их можно было выкинуть пинками. Сейчас нельзя. Только через полицию.

Date: 2021-12-19 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
Так а код сменить нельзя? Типа остальных жильцов не смущает?

Ну и пьют как не в себя, не вижу больших проблем с этим, хотя веселящий газ да вроде набирает популярность.

Date: 2021-12-19 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] gntelmen.livejournal.com
Дебил

Date: 2021-12-19 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] miller777.livejournal.com
"Свобода определяется длиной цепи. И прочностью ошейника" (с)

Да, в СССР свободы не было. Но дышать свободно не запрещали. Я про маски, если чо, в Испании первый год ковид-шоу трэш творился.

Интернет можно вырубить. Сложно, но можно. При внезапно возникшей ЧС, например.

Не то, чтобы я с вами спорил или был несогласен, нет. Просто уточнения.

Насчёт России — согласен с предыдущим оратором. Свобода была только в 90-е, такой на моей памяти не было. Модно было вырулить куда угодно. Но далеко не всем она пришлась по вкусу.

Date: 2021-12-19 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] antiwhat.livejournal.com
"Свобода определяется длиной цепи"

Наш пёс деревенский, обрёл однажды полную свободу, порвав цепь. Но ирония в том, что на этой же оборванной цепи он сразу и повесился, пытаясь перепрыгнуть ближайший забор.
Такова она, цена свободы...
Edited Date: 2021-12-19 02:30 pm (UTC)

Date: 2021-12-19 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
Ну, Испания так себе сравнение.

Испанцам (и всем другим европейцам) можно иммигрировать в свободную Швецию.

Жители СССР и России не могут так сделать.

90-е — голодное время. Как 80-е. При голоде свободы быть не может.

(no subject)

From: [identity profile] biakishev.livejournal.com - Date: 2021-12-20 03:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-20 08:07 am (UTC) - Expand

Date: 2021-12-19 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kotofrant.livejournal.com
Когда о свободе рассуждает раб гаджета, полностью от него зависящий, это уже и не смешно.

И второе. Вся эта якобы свобода в интернете. Заходи куда хочешь, читай/смотри что хочешь... Ходишь ты туда, куда тебя ведут. И самое главное, тип мышления меняется. В доинтернетную эпоху ты был вынужден думать и формировать свою точку зрения. Сейчас ты лишь выбираешь наиболее подходящую тебе именно в данную минуту. Только есть нюанс. Наиболее подходящая она не на 100%. Потому что она не твоя. И ведут тебя дальше, как собачку на поводке...

Date: 2021-12-19 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
Какая "точка зрения" в СССР?

Чтобы иметь точку зрения, нужно иметь альтернативу и знания.

До интернета свободы не было и быть не могло. Тем более в СССР.

(no subject)

From: [identity profile] kotofrant.livejournal.com - Date: 2021-12-19 08:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-20 08:09 am (UTC) - Expand

Date: 2021-12-19 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] lolique.livejournal.com
Моя лично проблема в том, что я сбежала из совка, истратила несколько лет жизни на всякие сложности обустройства на западе.

Но как только жизнь наладилась и все стало отлично — грянула пандемия и стало все опять хреново.

Я нынешнюю несвободу сравниваю не с гнилым совком, а с богатым западом примерно с 2010 года.

Впрочем в Германии и тогда была куча глупых ограничений на все подряд. Но все равно прав было больше. Путешествовать легко было. Политики ещё стеснялись так нагло врать.

Скучаю по тем милым временам.

Date: 2021-12-19 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
Я думаю они тогда врали и покруче, просто у людей не было компетенции это понять.

А сейчас им страшно что компетенция появилась.

Что будет дальше непонятно, но до этого была не жизнь, а блуждание по тёмному лесу.

(no subject)

From: [identity profile] lolique.livejournal.com - Date: 2021-12-19 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-19 08:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-12-19 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] whatzzap.livejournal.com
фильмы были начиная с 80х на кассетах и аудиокурсы

Date: 2021-12-20 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
это всё не то

плюс стоит денег
плюс сколько стоил видик в 80х?
плюс это в столицах наверно

никакой возможности даже английский учить не было, про что более редкое - молчу

на тех кто знал языки - как на богов смотрели

Date: 2021-12-19 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] maior-meshkov.livejournal.com
Это устройство следит за тобой.

Date: 2021-12-20 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
Чего ж они всех нелегалов не выловят?

Думаете, нелегалы живут без смартфонов?

(no subject)

From: [identity profile] maior-meshkov.livejournal.com - Date: 2021-12-20 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-20 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maior-meshkov.livejournal.com - Date: 2021-12-21 09:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-21 10:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-12-20 03:55 am (UTC)
From: [identity profile] biakishev.livejournal.com
Вы путаете понятия свобода и бытовой комфорт. Платить или не платить церковный взнос - это свобода, а возможность смотреть шведский Ютуб на ж/д платформе - это комфорт. Самому решать обращаться или не обращаться к врачу при проблеме с зубами - это свобода, а наличие врача и лекарств - это комфорт. Жизнь в обществе подразумевает, что люди отдают часть своей свободы за комфорт, который даёт совместное общежитие. Втечение последних полвека западные государства предлагали всё больше комфорта в обмен забирая всё больше свободы, пока, наконец, не пришли к точке, когда решили забрать и свободу действий в отношении собственного здоровья человека. Теперь государство будет решать как и когда тебя лечить под предлогом безопасности твоего здоровья ради комфорта окружающих.

Date: 2021-12-20 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
мне тяжело представить какая свобода у людей была хотя бы в 80-е какой нет сейчас

"свобода" тогда выглядела так: все имеют свободу летать на марс

возможность реализации этой свободы не рассматривалась

Date: 2021-12-20 06:11 am (UTC)
From: (Anonymous)
Философски-то рассуждая следует сравнивать не АБСОЛЮТНУЮ свободу (при которой, конечно, вы не могли зайти в интернет в 1500 году) - а свободу ОТНОСИТЕЛЬНУЮ, то есть сколько из предложенного окружающим миром вы можете использовать.
И в этом смысле какой-нибудь ландскнехт был безусловно более свободен, чем мы, хотя у него не то что интернета или электричества - горячей воды не было.

Как тут совершенно верно написали, не нужно путать свободу и бытовой комфорт.

Date: 2021-12-20 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
я всё могу использовать, не рискуя жизнью

а ландскнехт полагаю ежедневно рисковал жизнью - а что он за то имел, я в упор не вижу

единственное - не батрачить 18/7/365 на поле. вот и вся его свобода

раньше, например, жестокости и насилия было гораздо больше - потому что у людей никаких других развлечений и идей не было

ещё в 80-е с цепями район на район ходили от безысходности

ад

Date: 2021-12-21 04:54 am (UTC)
From: (Anonymous)
а вот в вашей швеции есть свобода взять и подраться? в нашей россией можно, если оба захотели, но будет снято на эти чёртовы смартфоны.

Date: 2021-12-21 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
Шведы не любят драться и конфликтов по жизни избегают, так что думаю такая ситуация маловероятна.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2021-12-21 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2021-12-23 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2021-12-24 08:26 am (UTC) - Expand

Date: 2022-03-07 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] unklemike.livejournal.com
Когда у нас в руках волшебная дощечка, пропуск в целый мир, это поначалу воодушевляет.
Но потом, нас буквально заставляют делать всё через эту дощечку, безальтернативно.
Через крохотный экран на глючных приложениях с микроскопическим шрифтом.
Это тоже своего рода пытка. Поэтому я смартфоном пользуюсь только как звонилкой.

Date: 2022-03-07 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] yannis.livejournal.com
да, в швеции это особенно заметно

без смартфона ни дыхнуть ни пёрнуть

но на фоне того что во всём остальном мире...

в 2019 швеция мне не нравилась - пить нельзя, всё дорого, холод

а потом случилась корона

(no subject)

From: [identity profile] unklemike.livejournal.com - Date: 2022-03-07 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yannis.livejournal.com - Date: 2022-03-07 10:12 am (UTC) - Expand

Profile

yannis: (Default)
yannis

September 2022

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 25th, 2025 08:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios