Свобода, мля
Dec. 19th, 2021 09:35 amВот я сижу в Стокгольме на платформе электрички, в семь утра.
У меня в руках - помещающееся в карман устройство весом сто грамм, на которое я могу заработать за один день, оно совмещает в себе функции диктофона, плеера, печатной машинки, телефона, фотоаппарата, кинокамеры, библиотеки и кинотеатра. Ну и ещё опционально кошелька и месячного проездного, хотя я этими функциями не пользуюсь.
Всё это бесплатно, потому что бесплатный вайфай.
Я могу учить шведский язык, могу в режиме реального времени следить за биржевыми сводками, могу слушать одну из тысячи лежащих в устройстве песен, могу смотреть юмористические передачи, могу знакомиться с абсолютно неслыханными свободолюбивыми идеями, могу связаться с абсолютно любой точкой мира в режиме видеосвязи.
И я читаю о том, как, видите ли, плохо и несвободно мы живём!
Свободы, видите ли, мало!
Раньше, пишут, свободнее было! Не то что сейчас! Да!
Свобода слова у них была: смотреть вещающие по повестке говорящие головы в ящике весом двадцать кило, аж целых три канала, ну с восьми утра и до полуночи где-то, если, конечно, дома находишься и накопил деньжонок на это чудо техники.
Или покупать в киоске "продукты печатного слова" - та же выверенная повестка, но зато для "умных", опять же, если успеешь с утра в тот киоск завалиться, отстояв очередь.
Зато - свобода!
Золотое время, моя мать была беременна мной и у неё выпали все зубы, потому что жрать было нечего, а таких мудрёных слов как "кальций" она не знала.
Зато - свобода!
Отец хотел бы выучить английский язык, но доступ у него был только к словарю, он понимал что слова произносятся не так как пишутся, но послушать английскую речь ему было негде. И вообще на телевизор копить надо было, чтоб жить как люди. Впрочем, ему ещё повезло: он перебрался из Кутаиси аж в Ленинград, и видел настоящий трамвай, чем далеко не каждый похвастать мог.
Дяде, впрочем, повезло больше: в 80-х он служил аж в Польше, и воспоминаний у него от того времени осталось на всю жизнь. Что можно каким-то другим способом путешествовать за границу - звучало для людей его уровня полным безумием. Какой-то легендарный сын партийного бонзы посетил Париж, и рассказывал что вместо "такси" там пишут "тахи". Тупые французы!
Такой вот уровень людей был, зато - свобода!
Но нет, серьезно.
Вот Швеция - свободнейшая страна.
До 50-х годов гражданин Швеции был обязан состоять в местной церкви. Вариантов - не было. Будь прихожанином, плати церковный налог.
Но - смертную казнь к тому времени уже несколько десятилетий как отменили, да и гомосексуализм в 1946 декриминализовали.
То есть да, свобода.
Или вот вспоминаю я не такое уж и далёкое время, середину нулевых.
Год ну скажем 2005-ый.
Как бы я в те времена, к примеру, шведский язык учил бы?
Ни Википедии, ни ютуба, ни онлайн страниц даже традиционных сми - вообще ничего!
Что можно было делать? Идти в библиотеку за "грамматикой", там же брать редкие книжки? А как узнать как звучит шведская речь? Пластинки?
Это мы берем Питер, там есть "библиотека Маяковского", там вроде что-то есть, ну и курсы, возможно.
Всё!
А если ты в провинции живёшь, то что вообще?
Хаха.
Я не держал в руках ни одной "грамматики", сразу читал материалы на шведской Википедии, сразу смотрел видео-уроки от носителей (Peter SFI, stor tack) и юмористические блоги (ijustwanttobecool), заодно мне в рекомендации сыпались праваки, скептики и т.д..
А что бы было в 2005 году?
Ничего! Записывайся в библиотеку и на курсы!
Свобода, хаха!
Ну ладно, вот пишут "нас обязывают подписывать согласие".
Люди вообще не понимают о чём речь!
В 70-х годах, при прививке от оспы, какое согласие?
Кололи как собак! Какой отказ?!
Это "согласие" - результат деятельности антиваксов, как ни странно:
Примерно на рубеже тысячелетий людей стали вообще информировать о возможных побочках. До этого было просто: иди и колись, как собака. Какие побочки? Какое "согласие"? Какая "добровольная" вакцинация? От оспы?
Идиоты.
Это, вообще-то, результат деятельности американских антиваксов - что вас уведомлять стали и согласие спрашивать.
Хотя бы даже и формально.
Ну или вот, полный стадион хомяков, и все скандируют "fuck Joe Biden", и это всё идёт в прямой эфир.
Джо Байден - это президент США, если кто не знает.
Как бы было в 70-е?
Ну, во-первых, допустить что кто-нибудь тогда бы в таких выражениях высказывался бы в адрес действующего президента - само по себе безумие. Не говоря про целый стадион.
Но, допустим.
Что бы было? Прямой эфир вырубается "в связи с техническими неполадками", в прессе - молчок, в дальнейшем об этом ходят слухи, которые официальные лица называют не иначе как "городскими легендами", "теориями заговора" и просто "бредом".
Не было этого! Не бы-ло! И быть не могло!
Прямой эфир - можно отрубить и сейчас. Вот только каждый хомяк вооружен смартфоном и интернетом.
И никакого смысла поэтому вырубать прямой эфир и нет, даже при наличии возможности - завтра это всё равно будет на ютубе со ста ракурсов.
Смысл?
Так что, не знаю.
Были ли мои родители, не знавшие что такое "кальций" и мечтавшие о цветном тв свободнее меня?
Мог ли мой служивший в Польше дядя предполагать, что его племянник будет менять страны проживания как перчатки и объездит всю Европу до того как ему стукнет соракет?
Свободнее ли жили те, кого без всяких вопросов кололи какими угодно вакцинами, хоть от оспы, хоть от ещё чего?
Ответы, мне кажется, очевидны.
Говорить "а вот раньше свободы было больше" - какая-то шиза и безумие.
Ни с какой точки зрения и ни в какой области свободы раньше не было больше.
У меня в руках - помещающееся в карман устройство весом сто грамм, на которое я могу заработать за один день, оно совмещает в себе функции диктофона, плеера, печатной машинки, телефона, фотоаппарата, кинокамеры, библиотеки и кинотеатра. Ну и ещё опционально кошелька и месячного проездного, хотя я этими функциями не пользуюсь.
Всё это бесплатно, потому что бесплатный вайфай.
Я могу учить шведский язык, могу в режиме реального времени следить за биржевыми сводками, могу слушать одну из тысячи лежащих в устройстве песен, могу смотреть юмористические передачи, могу знакомиться с абсолютно неслыханными свободолюбивыми идеями, могу связаться с абсолютно любой точкой мира в режиме видеосвязи.
И я читаю о том, как, видите ли, плохо и несвободно мы живём!
Свободы, видите ли, мало!
Раньше, пишут, свободнее было! Не то что сейчас! Да!
Свобода слова у них была: смотреть вещающие по повестке говорящие головы в ящике весом двадцать кило, аж целых три канала, ну с восьми утра и до полуночи где-то, если, конечно, дома находишься и накопил деньжонок на это чудо техники.
Или покупать в киоске "продукты печатного слова" - та же выверенная повестка, но зато для "умных", опять же, если успеешь с утра в тот киоск завалиться, отстояв очередь.
Зато - свобода!
Золотое время, моя мать была беременна мной и у неё выпали все зубы, потому что жрать было нечего, а таких мудрёных слов как "кальций" она не знала.
Зато - свобода!
Отец хотел бы выучить английский язык, но доступ у него был только к словарю, он понимал что слова произносятся не так как пишутся, но послушать английскую речь ему было негде. И вообще на телевизор копить надо было, чтоб жить как люди. Впрочем, ему ещё повезло: он перебрался из Кутаиси аж в Ленинград, и видел настоящий трамвай, чем далеко не каждый похвастать мог.
Дяде, впрочем, повезло больше: в 80-х он служил аж в Польше, и воспоминаний у него от того времени осталось на всю жизнь. Что можно каким-то другим способом путешествовать за границу - звучало для людей его уровня полным безумием. Какой-то легендарный сын партийного бонзы посетил Париж, и рассказывал что вместо "такси" там пишут "тахи". Тупые французы!
Такой вот уровень людей был, зато - свобода!
Но нет, серьезно.
Вот Швеция - свободнейшая страна.
До 50-х годов гражданин Швеции был обязан состоять в местной церкви. Вариантов - не было. Будь прихожанином, плати церковный налог.
Но - смертную казнь к тому времени уже несколько десятилетий как отменили, да и гомосексуализм в 1946 декриминализовали.
То есть да, свобода.
Или вот вспоминаю я не такое уж и далёкое время, середину нулевых.
Год ну скажем 2005-ый.
Как бы я в те времена, к примеру, шведский язык учил бы?
Ни Википедии, ни ютуба, ни онлайн страниц даже традиционных сми - вообще ничего!
Что можно было делать? Идти в библиотеку за "грамматикой", там же брать редкие книжки? А как узнать как звучит шведская речь? Пластинки?
Это мы берем Питер, там есть "библиотека Маяковского", там вроде что-то есть, ну и курсы, возможно.
Всё!
А если ты в провинции живёшь, то что вообще?
Хаха.
Я не держал в руках ни одной "грамматики", сразу читал материалы на шведской Википедии, сразу смотрел видео-уроки от носителей (Peter SFI, stor tack) и юмористические блоги (ijustwanttobecool), заодно мне в рекомендации сыпались праваки, скептики и т.д..
А что бы было в 2005 году?
Ничего! Записывайся в библиотеку и на курсы!
Свобода, хаха!
Ну ладно, вот пишут "нас обязывают подписывать согласие".
Люди вообще не понимают о чём речь!
В 70-х годах, при прививке от оспы, какое согласие?
Кололи как собак! Какой отказ?!
Это "согласие" - результат деятельности антиваксов, как ни странно:
Примерно на рубеже тысячелетий людей стали вообще информировать о возможных побочках. До этого было просто: иди и колись, как собака. Какие побочки? Какое "согласие"? Какая "добровольная" вакцинация? От оспы?
Идиоты.
Это, вообще-то, результат деятельности американских антиваксов - что вас уведомлять стали и согласие спрашивать.
Хотя бы даже и формально.
Ну или вот, полный стадион хомяков, и все скандируют "fuck Joe Biden", и это всё идёт в прямой эфир.
Джо Байден - это президент США, если кто не знает.
Как бы было в 70-е?
Ну, во-первых, допустить что кто-нибудь тогда бы в таких выражениях высказывался бы в адрес действующего президента - само по себе безумие. Не говоря про целый стадион.
Но, допустим.
Что бы было? Прямой эфир вырубается "в связи с техническими неполадками", в прессе - молчок, в дальнейшем об этом ходят слухи, которые официальные лица называют не иначе как "городскими легендами", "теориями заговора" и просто "бредом".
Не было этого! Не бы-ло! И быть не могло!
Прямой эфир - можно отрубить и сейчас. Вот только каждый хомяк вооружен смартфоном и интернетом.
И никакого смысла поэтому вырубать прямой эфир и нет, даже при наличии возможности - завтра это всё равно будет на ютубе со ста ракурсов.
Смысл?
Так что, не знаю.
Были ли мои родители, не знавшие что такое "кальций" и мечтавшие о цветном тв свободнее меня?
Мог ли мой служивший в Польше дядя предполагать, что его племянник будет менять страны проживания как перчатки и объездит всю Европу до того как ему стукнет соракет?
Свободнее ли жили те, кого без всяких вопросов кололи какими угодно вакцинами, хоть от оспы, хоть от ещё чего?
Ответы, мне кажется, очевидны.
Говорить "а вот раньше свободы было больше" - какая-то шиза и безумие.
Ни с какой точки зрения и ни в какой области свободы раньше не было больше.
no subject
Date: 2021-12-19 09:35 am (UTC)Не бесплатно. А потому что это устройство — шпион.
no subject
Date: 2021-12-19 09:39 am (UTC)Жил бы я году в 1970 — шпионить бы было просто не зачем.
Ну разве что сколько кило брюквы сожрал.
no subject
Date: 2021-12-19 09:42 am (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 09:51 am (UTC)Просто обалденно.
Ну о том чтоб кокаколы хлебнуть и мечтать бы не пришлось.
Никакая моя деятельность не представляет интереса ни для кого, разве что контекстная реклама.
Потому что я могу себе позволить что-то большее чем брюква.
no subject
Date: 2021-12-19 10:25 am (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2021-12-19 11:26 am (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 11:28 am (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 11:49 am (UTC)Сорок лет назад люди жили как скоты, если сравнивать с сегодняшним днём. Работали чтоб ноги не протянуть. Это — свобода?
no subject
Date: 2021-12-19 12:15 pm (UTC)Так что забудь про свободу со своим приборчиком в кармане. Живешь в Швеции? Ну и живи себе, да радуйся, что живешь там, а не где-нибудь под Владимиром.
no subject
Date: 2021-12-19 12:37 pm (UTC)Сейчас шведы полюбили наркотики. К примеру, Узнали код в подъезде. Расположились. Говорю им:"Пошли вон отсюда!" Они-"Это свободная страна. Ты иностранец, ты не в курсе." Прежде, вероятно, но точно не уверен, их можно было выкинуть пинками. Сейчас нельзя. Только через полицию.
no subject
Date: 2021-12-19 12:38 pm (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 12:38 pm (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 12:42 pm (UTC)про колбасу пиши
no subject
Date: 2021-12-19 12:45 pm (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 12:50 pm (UTC)Ну и пьют как не в себя, не вижу больших проблем с этим, хотя веселящий газ да вроде набирает популярность.
no subject
Date: 2021-12-19 01:28 pm (UTC)Да, в СССР свободы не было. Но дышать свободно не запрещали. Я про маски, если чо, в Испании первый год ковид-шоу трэш творился.
Интернет можно вырубить. Сложно, но можно. При внезапно возникшей ЧС, например.
Не то, чтобы я с вами спорил или был несогласен, нет. Просто уточнения.
Насчёт России — согласен с предыдущим оратором. Свобода была только в 90-е, такой на моей памяти не было. Модно было вырулить куда угодно. Но далеко не всем она пришлась по вкусу.
no subject
Date: 2021-12-19 01:49 pm (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 02:03 pm (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 02:06 pm (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 02:09 pm (UTC)no subject
Date: 2021-12-19 02:29 pm (UTC)Наш пёс деревенский, обрёл однажды полную свободу, порвав цепь. Но ирония в том, что на этой же оборванной цепи он сразу и повесился, пытаясь перепрыгнуть ближайший забор.
Такова она, цена свободы...
no subject
Date: 2021-12-19 04:06 pm (UTC)И второе. Вся эта якобы свобода в интернете. Заходи куда хочешь, читай/смотри что хочешь... Ходишь ты туда, куда тебя ведут. И самое главное, тип мышления меняется. В доинтернетную эпоху ты был вынужден думать и формировать свою точку зрения. Сейчас ты лишь выбираешь наиболее подходящую тебе именно в данную минуту. Только есть нюанс. Наиболее подходящая она не на 100%. Потому что она не твоя. И ведут тебя дальше, как собачку на поводке...
no subject
Date: 2021-12-19 06:50 pm (UTC)Но как только жизнь наладилась и все стало отлично — грянула пандемия и стало все опять хреново.
Я нынешнюю несвободу сравниваю не с гнилым совком, а с богатым западом примерно с 2010 года.
Впрочем в Германии и тогда была куча глупых ограничений на все подряд. Но все равно прав было больше. Путешествовать легко было. Политики ещё стеснялись так нагло врать.
Скучаю по тем милым временам.
no subject
Date: 2021-12-19 07:03 pm (UTC)Чтобы иметь точку зрения, нужно иметь альтернативу и знания.
До интернета свободы не было и быть не могло. Тем более в СССР.
no subject
Date: 2021-12-19 07:06 pm (UTC)А сейчас им страшно что компетенция появилась.
Что будет дальше непонятно, но до этого была не жизнь, а блуждание по тёмному лесу.